«Детектив». Развитие произвольного внимания. Ребенок в течение 15 минут
рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают;
ребенок должен назвать
картинки, которые запомнил.
«Пирамида». Развитие кратковременной механической памяти. Взрослый называет ребенку одно слово, ребенок повторяет; потом называет два слова, ребенок повторяет, потом три слова, ребенок повторяет и т.д. «Что ты видел в отпуске?». Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.
«Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что спрячет ее сейчас в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку, а ребенок должен ее найти.
«Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром. «Что ты ел на обед?». Ребенок вспоминает, что ел на обед.
«Нарисуй такой же»
Взрослый рисует на листе бумаги простой предмет, лист
переворачивается, и ребенок должен нарисовать такой же предмет.
«Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.
«Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен повторить его.«Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур. Ребенок должен запомнить эти фигуры и
назвать.
«Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек (камушков, веточек, бусинок); ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.
Мышление
Включайте в занятия задания на: сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между
классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам; нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными; складывание целого из частей разрезные картинки и последовательное
раскладывание картинок и составление рассказа по ним);
осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.
Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать
Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведения людей.
Игры и упражнения, способствующие развитию мышления
«Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.
«Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.
«Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру».
«Творческий подход». Ребенку показывают предметы,
не имеющие определенного назначения(веточка, орех, кусочек ватки),ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.
«Антонимы». Ребенок подбирает к слову взрослого противоположное по смыслу (легкий –тяжелый, сильный –слабый).
Предложите ребенку поиграть в лото, домино, мозаику, конструктор, загадки.
Восприятие
Включайте в занятия задания на: умение детей различать предметы на ощупь; умение выделять признаки в предмете;
умение соотносить предметы по величине, форме;
развитие наблюдательности: учить внимательно и последовательно рассматривать предмет и явление; помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом; формировать умение составлять из частей целое; различать основные признаки разных времен года; закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху. внизу, перед, за, между, рядом; формировать сенсорные эталоны формы.
Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия
«Перевертыши». Превратить круг, квадрат, треугольник в любой рисунок.
«Звезды на небе. Соотносить схематическое изображение созвездий «Орел»,
«Лебедь», «Рыба» с художественным.
«Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.
«Построй по росту». Выстроить в ряд предметы соответственно
их высоте.
«Сложи картинку». Составить из частей целую картинку.
«О чем я говорю?». Взрослый описывает, какой либо предмет, а ребенок должен догадаться.
Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.
«Угадай предмет». Взрослый рисует пунктиром или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.
Воображение
Играйте с ребенком, поддерживайте его фантазии.
Найдите время посмотреть на облака или на листья, чтобы увидеть, на что или кого они похожи.
Сочиняйте вместе истории. Взрослый говорит первое предложение, ребенок – второе, взрослый – третье, ребенок – четвертое и т. д.
Берите простые предметы (лист бумаги, карандаш, платок) и придумывайте, как его можно использовать. Лист бумаги может быть крышей, подзорной трубой, самолетиком, кочкой и т.п.
Возьмите лист бумаги, скомкайте его, посмотрите на то, что получилось и придумайте, на что это похоже.
Возьмите краски и наделайте на листе кляксы, а потом рассматривайте их, пытаясь увидеть образы. Потом можно дорисовать картинки.
Уберите на время все игрушки с конкретной, взрослой логикой заводные,
электронные. Они мешают развитию воображения.
Создайте среду, которая поможет ребенку развиваться. Здесь нужны предметы, которые можно использовать по-разному, у которых непрямой логики (камушки, ленточки, коробочки и т.п.). Пусть в свободном доступе ребенка будут бумага разного формата разные изобразительные средства: краски, карандаши, восковые мелки, пластилин. Помогайте ребенку осознавать и обобщать его жизненный опыт. Рассматривайте семейные фотографии, вспоминайте веселые и интересные моменты вашей жизни;
разговаривайте о том, что вы видите.