взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,
направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Задачи здоровье сбережения:
-сохранить здоровье детей;
-создать условия для их своевременного и полноценного психического
развития;
-обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно
прожить период дошкольного детства.
Здоровье сберегающие образовательные технологии в нашей группе -это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры и культуры здоровья малышей. Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Иными слонам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.
Первоначальными условиями для работы по профилактике здоровья детей в детском саду выступают обеспечение здорового ритма жизни и физические упражнения. С данной целью в группе создана предметно – развивающая среда, которая обеспечивает не только разные виды активности дошкольников, но и лежит в основе их самостоятельной деятельности.
Предметно-развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие, ребенка, а также создать эмоционально-положительную обстановку. Она не только позволяет проводить игры и занятия, но и приучает детей к самостоятельным играм.
Здоровье сберегающая среда в нашей группе включает в себя:
Уголок двигательной активности детей (уголок по физо)
В этом уголке размещаются следующие пособия:
-скакалки,
-мячи разных размеров
-массажные коврики и дорожки (для профилактики плоскостопия
-кегли для сбивания мячиком,
В работе с детьми применяю следующие здоровье сберегающие
мероприятия:
-утреннюю гимнастику;
-пальчиковая гимнастика
-гимнастика для глаз
-прогулки с включением подвижных игр;
-оздоровите гимнастику после дневного сна;
-ходьбу по массажным коврикам ;
-закаливание;
-физкультминутки во время НОД
-эмоциональные разрядки, релаксации;
-оздоровительные досуги или развлечения.
Каждое утро мы с ребятами начинаем с весёлой гимнастики, которая
включает в себя: приветствие друг друга, лёгкий общий самомассаж, где движения сочетаются с произносимым текстом, гимнастические упражнения подвижную игру. Цель утренней разминки – создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе.
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение ,
быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения.
Во время прогулок стараюсь использовать различные подвижные игры: игры с ходьбой и бегом: «Ну-ка, Мишка, догони», «Лисичка и зайчики», «Совушка -сова большая голова» «Зайцы и волк» и очень много других игр. После прогулок мы с ребятами располагаемся на ковре, проводим небольшие упражнения на релаксацию, снятие мышечного напряжения и возбуждения.
По окончании дневного сна провожу упражнения, направленные на
медленное восстановление тонуса организма. Дети выполняют упражнения лёжа в кроватках, плавно, без рывков и резких движений. Использую массажные дорожки для профилактики плоскостопия, ступая по которым стопа ребёнка получает специальную разминку для мышц, поддерживающих её в правильном положении, одновременно происходит массаж нижней части стопы.
Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе
мероприятий по здоровье сбережению, проводимых мною с детьми. Для поддержания микроклимата в нашей группе постоянно проводится кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями, до наступления «тихого часа» и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей.
Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.
Большой упор в личной гигиене делается на мытье рук перед едой, после любой работы, прогулок, при утреннем и вечернем туалете, поскольку именно через руки в ротовую полость попадает подавляющее большинство болезнетворных микроорганизмов.
Для эффективности работы по оздоравливанию детей использую и пополняю имеющийся в группе методический материал, где собраны пальчиковые
гимнастики, гимнастики для глаз, физминутки, динамические паузы и
подвижные игры, удовлетворяющие детей в двигательной активности.
Здоровье сберегающие образовательные технологии используемые в работе с родителями
Много положительных эмоций, следовательно, здоровья, получают дети на
оздоровительных досугах и развлечениях. Традиционно в нашем учреждении
проходят « Недели здоровья» ,«Весёлые старты», «Дни здоровья» игровые и спортивно – познавательные программы, театрализованные представления. В ходе данных мероприятий дети показывают уровень своего физического развития и получают эмоциональный заряд от своих достижений. Ни для кого не секрет, что семья и детский сад – две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребёнка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьёй. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках (консультации на разные темы: «Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями» «Движение - основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений» ,«Зимние игры с ребенком» и т. д., которые позволяют привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении. Таким образом, проводимая физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении Применение в работе здоровье сберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно- образовательного процесса ,формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.