В нашем детском саду воспитываются дети с тяжелой речевой патологией. Речевые нарушения влекут за собой сенсорные и психомоторные отклонения в развитии, незрелость эмоционально-волевой сферы, резко ограничивают социальный опыт. Известно, что в последние годы увеличилось число детей со сложными речевыми расстройствами, поэтому педагогический коллектив определил круг задач:
• объединить усилия семьи и детского сада по воспитанию, обучению, коррекции развития ребенка;
• расширить возможности совместных действий ДОУ и семьи;
• сформировать родительско-педагогическое сообщество, в котором родители воспитанников становятся непосредственными участниками педагогического процесса.
Дети в массовом детском саду обычно находятся три-четыре года, а в детском саду компенсирующего вида есть временные рамки, поэтому важно продумать формы взаимодействия ДОУ и семьи, выбрав самые эффективные. На наш взгляд, действенным направлением в установлении партнерских, доверительных отношений между детским садом и семьей воспитанника является музейно-образовательная деятельность. У нас накоплен большой опыт музейно-образовательной работы не только в социальной адаптации ребенка-логопата, но и в установлении эмоциональной близости в детско-родительских отношениях. На практике мы убедились, что «диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует перцептивные действия, представления о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов, развивает речь ребенка как связующую нить в общении со сверстниками и взрослыми. Совместными усилиями взрослых (воспитателей, родителей, воспитанников) и детей в каждой групповой комнате созданы мини-музеи. Тематика их разнообразна: «Ложечка», «Матрёшки», «Тульский край», «Тула земля моя».
В нашем детском саду организуются выставки детских работ, семейного рисунка. Экскурсоводами зачастую выступают сами дети, нередко вместе с родителями. Они рассказывают историю создания семейного рисунка. Это результат совместных (всей семьи) прогулок по городу. Экспозиция называется «Заповедные уголки моего города» или «Путешествие за пределами города».
Воспитатели вовлекают ребенка в разные виды художественной деятельности: разыгрывание сценок («Что я видел в музее?»), рассматривание предметов старины (игра «Чудо-сундучок»), покупка понравившейся картины (игра «Аукцион»).
Семейный музей – эффективное средство познания системы ценностей конкретной семьи, традиций, которые передаются из поколения в поколение.
С |
оздание такого музея правомерно рассматривать как форму совместной деятельности взрослых (членов семьи, педагогов) и детей, направленной на удовлетворение их образовательных и творческих интересов, связанных с изучением и освоением культурного наследия не только своей семьи, но и общества в целом.
Экспонаты музея дети могут не только рассмотреть, но и потрогать руками, даже примерить. Таким образом, старинные предметы быта, произведения искусства, вещи, книги, фотоматериалы, реально принадлежащие одной семье, превращаются из застывших экспонатов в живых свидетелей её истории, традиций и обычаев. Это и привлекает детей.
Формы работы семейного музея в дошкольном учреждении: кружки, родительский клуб «Семейный круг», тематические выставки «Музыкальное эхо», «Игрушки моего детства», выпуск информационных листов для родителей «А у нас...», разработка информационных материалов о музейных предметах, участие в конкурсах.
Семейный музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми. «Бабушкины чердаки» и «Бабушкины сундуки», семейные альбомы и реликвии помогают детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении истории и культуры своего народа. Семейные музеи способствуют тому, чтобы дети росли в атмосфере уважения к традициям и истории своей семьи.